Что такое сетевой маркетинг

ИМЯ

MLM (Multilevel Marketing, т.е. Многоуровневый Маркетинг) в России и за рубежом нередко называют Сетевым Маркетингом (Network Marketing).
В русскоязычной литературе, периодике, документах встречаются сокращения МЛМ (транслитерация MLM) и МСМ (многоуровневый сетевой маркетинг). Евразийской Академией Сетевого Маркетинга и изданием «MLM-Форум» рекомендованы к употреблению на русском языке термины «Сетевой Маркетинг» и «MLM» («эм-эл-эм»).

ПРИНЦИП

«Маркетинг по рекомендации» — так называл «отец MLM» Карл Ренборг свое детище, и это определение отражает основную суть Сетевого Маркетинга. Каждый из нас в своей жизни ни раз «работал» на продвижение того или иного товара или услуги — будь то увлекательный рассказ о новом, только что просмотренном фильме или демонстрация друзьям достоинств приобретенного автомобиля. Сколько видеокассет куплено друзьями и близкими с нашей подачи, сколько техники той или иной марки, сколько… Да всего и не перечислишь: свойственно человеку делиться информацией — с теми, кто рядом, и с теми, кто далеко (не зря не бедствуют отрасли средств коммуникации — от изготовителей папирусов в Древнем Египте до сегодняшних операторов сотовой связи и Интернет-провайдеров). Информацией как хорошей, так и плохой. Мечта любого маркетолога, начиная от первых профессиональных торговцев, чтоб о его товаре шла хорошая молва — это больше прибыли сулит. А что тем, кто разносит эту хорошую молву? Моральное удовлетворение — коль знакомому человеку информацией о своем опыте пользу принес. Суть Сетевого Маркетинга — добавлять к моральному удовлетворению финансовую составляющую. Рекомендовал товар, в котором сам уверен — получи вознаграждение от компании-производителя или компании-дистрибьютора.

На сегодняшний день существует четыре основных потока распространения товаров и услуг:
(1) Розничная продажа — продукция (товары и услуги) реализуется «через прилавок» (от лотков и киосков до супермаркетов и специализированных салонов).
(2) Мелкооптовая продажа, потребительские системы — продукция реализуется, минуя розничную сеть непосредственно производителем, крупным или средним оптовиком потребителю (склады, оптовые базы и рынки, кооперированные закупки потребителей и т.п.).
(3) «Прямые продажи» — продукция реализуется агентами вне стационарных точек торговли — «из рук в руки» (от известных всем крупным городам навязчивых «уличных торговых агентов с большими сумками» до солидных агентов по страхованию и недвижимости).
(4) Продажи с доставкой по почте — продукция реализуется по почте или курьерами, а ее выбор и инициирование покупки происходит различными способами (каталоги, телевизионные «магазины на диване», телефонный маркетинг, Интернет-магазины и т.п.).
Сетевой Маркетинг в качестве маркетинговой концепции используется во всех трех потоках, но классическим является сочетание (2) и (3): дистрибьютор закупает напрямую на складе компании продукцию, которую он либо потребляет сам, либо реализует методом прямых продаж. При этом на складе дистрибьютор получает продукцию со скидкой, и после ее продажи он получает первый вид дохода, обычно равный размеру дистрибьюторской скидки.
Но отличительной особенностью MLM является возможность получения второго вида дохода — за создание сети потребления. Компания отслеживает, по чьей рекомендации появляется новый дистрибьютор, и выплачивает определенный процент от объема его личных закупок и закупок его сети.
Второй — «сетевой» — вид дохода присутствует и в случае, если MLM-компания использует потоки распространения товаров и услуг (1) и (4): так, весной 2003 года одна из компаний заявила об открытии в Екатеринбурге супермаркета, где с каждой покупки будут выплачиваться бонусы согласно сетевому маркетинг-плану. Что касается (4), то во многих странах с отлаженной почтовой системой, прежде всего США, работа по каталогам и через Интернет для сетевых компаний давно стала обыденным делом. При этом покупатель при заказе товара указывает номер дистрибьютора, передавшего каталог или адрес Интернет-сайта, компания осуществляет доставку на дом, а дистрибьютор получает свои комиссионные. Есть пионеры такой системы и среди MLM-компаний в России.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ MLM

Многоуровневый маркетинг означает непосредственную поставку товаров или услуг от производителя к покупателю. Выражение «многоуровневый» означает систему поощрения людей, непосредственно доставляющих товар или предоставляющих услуги потребителю.
Дон Файлла /»Десять уроков на салфетках». — Новосибирск: Экор, 1997/Сетевой Маркетинг — маркетинговая концепция распространения товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов, обладающих правами привлечения партнеров с аналогичными правами и получения дохода, зависящего от объемов закупаемой продукции — как лично, так и созданной ими сетью.
Игорь Минин /»MLM-Форум», август 2001/

MLM — это система продвижения товаров или услуг от человека к человеку путем личных рекомендаций.
Игорь Сидоров /»Трамплин успеха». — Lisan Group, 1999/

Многоуровневый (или сетевой) маркетинг представляет собой систему, при которой компания-производитель распространяет свои товары или услуги через сеть независимых агентов (предпринимателей). Эти агенты, в свою очередь, привлекают других людей для распространения товаров или услуг.
Дэйв Роллер /»Как зарабатывать много денег в многоуровневом маркетинге». — Екатеринбург, 1997/

Многоуровневый (сетевой) маркетинг — это продажи товаров потребителям, которые осуществляются дистрибьюторской сетью, органинизуемой сетью методом рекрутирования (спонсирования).
Станислав Одинцов /»Правовое регулирование деятельности дистрибьютора в сфере многоуровневого (сетевого) маркетинга». — М.: БИНОМ, 1999/

Термин «многоуровневый маркетинг» объединяет разновидности бизнеса, рост которых основывается на формировании новых уровней или направлений развития, в которых участвуют люди, действующие самостоятельно и независимо и сами приглашающие к сотрудничеству других людей, т.е. кадровыми вопросами в данном случае занимается не компания, а отдельные люди, действующие по своей собственной инициативе.
Дэвид Барбер /»Сетевой маркетинг». — М.: Гранд-Фаир, 2000/

Сетевой маркетинг — это любой маркетинговый метод, который позволяет одним независимым коммерческим представителям принимать на работу других коммерческих представителей и извлекать комиссионные из торговых сделок привлеченных коммерческих представителей.
Ричард По /»Третья волна: Новая эра в сетевом маркетинге». — М.: Канонъ, 1998/

MLM — это рыночная стратегия, реализованная через создание сети путем человеческих взаимоотношений.
Мелисса Джованьоли

Это экономика заказного, индивидуального распределения продукции очень высокого качества.
Сергей Патрушев /»Феномен сетевого маркетинга». — М., 1996/

Сетевой маркетинг — это система сбыта на законных основаниях, позволяющая потребителям стать распространителями и создать новые уровни (сети). При этом все дистрибьюторы участвуют в прибылях своей сети и низлежащих сетей.
/»Сетевой маркетинг, или Бизнес для всех». — М.: MLMBOOKS, 2000/

Многоуровневый (сетевой) маркетинг — это система продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю через сеть независимых дистрибьюторов, которые получают вознаграждение, зависящее от объема закупаемой ими продукции, имеют возможность привлекать к распространению товаров других людей и получать комиссионное вознаграждение, зависящее от объемов продукции, закупленной этими людьми.
Александр Синамати /»Путеводитель дистрибьютора». — СПб, 2000/

Многоуровневый сетевой маркетинг (МСМ) — предпринимательская деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося стороной дистрибьюторского договора, который на его основе создает многоуровневые сети дистрибьюторов для реализации товаров и услуг, выплачивая дистрибьюторам вознаграждение на разных уровнях за продажу товаров или услуг конечному покупателю, а также за рекрутирование потенциальных дистрибьюторов.
/»Временное положение о лицензировании деятельности по многоуровнему сетевому маркетингу в городе Москве»/

Многоуровневый маркетинг — это организация системы сбыта компании по принципу «размножения» дистрибьюторов, которые благодаря этому имеют возможность получения мультиплексного дохода.
О. У. Юлдашева /Промышленный маркетинг: теория и практика. — СПБ: СПБГУЭФ, 1999/